На новых автобусах в городе украли 4 млн гривен?

18 сентября, 2019 - 16:00
На новых автобусах в городе украли 4 млн гривен?

Появление в Каменском 20-ти автобусов «Атаман» сопровождается новым скандалом. По мнению органов государственного финансового контроля, городские власти купили автобусы с нарушениями процедуры закупки. Также один из депутатов горсовета обращает внимание горожан на то, что «Атаманы» приобретены слишком дорого.

Обошлись без лизинга

Намерение приобрести новые автобусы для перевозки пассажиров без частных перевозчиков, городские власти Каменского объявили еще в прошлом году.

С самого начала года чиновники во главе с мэром рассказывали каменчанам: будем строить городской коммунальный пассажирский автотранспорт, чтобы не зависеть от капризов частных автоперевозчиков. Для этой благородной цели представители власти собрались приобрести 30 новых автобусов, передать их на баланс КАТП 042802. Это предприятие сегодня занимается вывозом мусора старыми мусоровозами, которые загрязняют дороги города техническими жидкостями с протекающей гидравлики. А теперь КАТП еще и возит пассажиров новыми автобусами.

Первоначально план городских властей по развитию коммунального пассажирского автопарка был таков. За 30 автобусов частично заплатили деньгами, полученными от ДМК, как отступные за отравленный промышленными выбросами воздух в городе. Комбинат должен был дать на это 40 млн гривен. Остальную стоимость автобусов планировали покрыть за счет лизинга. То есть взять автобусы уже сейчас, а выплачивать за них постепенно в течение 5 лет. Кредит для лизинга чиновники хотели взять в Укргазбанке.

Но под конец лета от лизинга пришлось отказаться, так как банк выдвинул такие условия, которые городской власти не понравились. Как объясняли руководители города, банк требует в расчетах ориентироваться не на нынешнюю стоимость приобретенных автобусов, а на то, сколько они будут стоить на момент оплаты. Решили обойтись без лизинга.

Летом горсовет разрешил КАТП подписать договор о закупке 30 автобусов. И в августе такой договор был подписан. Согласно документу, копии которого были обнародованы в сети интернет, за 64 миллиона гривен приобретено 30 автобусов.

И здесь соглашение начинает окутывать туманом тайн. В город приехали всего 20 автобусов. Сколько город заплатил за них - чиновники молчат. А где же еще 10? Руководители объясняют уменьшение количества новых машин тем, что пришлось взять столько, сколько хватило денег от ДМК.

Нарушение процедуры закупки?

... выявлены признаки нарушений законодательства в сфере публичных закупок ...» - пишут уже в сентябре 2019 органы государственного финансового контроля, отследив договор КАТП с продавцом автобусов через электронную систему бюджетных закупок «Прозорро.

Вот что обнаружил финмониторинг.

КП «Каменское автотранспортное предприятие 042802» объявлено переговорную процедуру на закупку городских/общественных автобусов в количестве 30 единиц ожидаемой стоимостью 64,8 миллиона гривен.

В обоснование применения именно переговорной процедуры, а не открытых торгов, Заказчик в лице КАТП сослался на п. 2 ст. 35 Закона Украины «О публичных закупках», а именно - «отсутствие конкуренции (в том числе по техническим причинам) на соответствующем рынке, вследствие чего договор о закупке может быть заключен только с одним поставщиком при отсутствии при этом альтернативы».

Недавно депутат Каменского городского совета Андрей Иванченко озвучил позицию, что Заказчик противоправно выбрал переговорную процедуру для осуществления данной закупки. По его версии, Заказчик в лице КАТП сознательно совершил действия во избежание проведения открытых торгов с целью закупки товара заранее определенного производителя без конкуренции и экономии бюджетных средств.

Как избавились от конкурентов

Несмотря на заявления о безальтернативном продавце, Заказчик был достаточно осведомлен, что в сфере закупки городских/общественных автобусов существует большая конкуренция между несколькими производителями, чья продукция сертифицирована в Украине.

До объявления указанной переговорной процедуры в этом же году Заказчик пытался провести открытые торги на закупку городских/общественных автобусов в количестве 20 единиц ожидаемой стоимостью 45 млн гривен. На открытые торги Заказчика по закупке 20 единиц городских автобусов пришли 4 участника и предложили автобусы трех производителей:

  • ООО "Автоград-2007" с автобусом АТAMAN А092Н6 производства ООО «Черкасский автобус»;
  • ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ ДИНАТ ГРУП" также с автобусом АТAMAN А092Н6 производства ООО «Черкасский автобус»;
  • ООО "СОВРЕМЕННЫЕ грузовики" с автобусом ZAZA10C3A производства ПрАТ «ЗАЗ»;
  • ООО "ТД" ЭТАЛОН АВТО "с автобусом ЭТАЛОН А08128 производства ООО «Черниговский автозавод».

Кроме этого, в публичных закупках активно предлагают еще и другие автобусы этого же класса: Богдан А221.12 производства ДП «Автосборочный завод №1» АО «АК« Богдан Моторс », и МАЗ 206 производства ОАО« Минский автомобильный завод», сертифицированный в Украине.

Таким образом, конкуренции в сфере закупки городских автобусов больше, чем достаточно, и это Заказчику было хорошо известно. Но Заказчик всячески пытается избежать конкуренции производителей при закупке автобусов для города и приобрести именно автобусы марки АТAMAN А092Н6 производства ООО «Черкасский автобус», для чего составляет тендерную документацию с явно дискриминационными для других участников условиями.

Предприятие «Эталон Авто» тоже хотело представить на тендер продукцию Черниговского автозавода - 70-местный автобус со специальным устройством для погрузки малоподвижных людей. Но автобус оказался длиннее на 0,5 метра чем 9 метров, указанные как ограничение в условиях тендера.

... в Каменском ездят автобусы длиной 12 метров, со свесом дольше нашего, и никто не жалуется на препятствия! В вашем тендере написаны такие условия, отсекающие возможности в них участвовать - удивлялся весной Вадим Шкарупко, директор «Эталон Авто».

Поэтому «Эталон Авто» обратился в Антимонопольный комитет Украины с жалобой. По требованию АМКУ организаторы конкурса сняли некоторые ограничения.

Но потом были введены ограничения по объему двигателя, которые отсекли еще одного претендента на участие в конкурсе. Это завод ЗАЗ с 60-местным автобусом с низким полом.

Получается, что по вашим условиям тендера подходит только один вариант, - рассуждал В. Шкарупко. - Я не оцениваю, но выглядит так, как будто условия написаны под определенного участника тендера ... 

На дискриминацию при организации тендера жаловались другие автопроизводители. Так, подавал жалобу в Антимонопольный комитет и ЗАЗ. Об этом рассказал Вячеслав Сливка, представитель торгового предприятия «Автек», продающий автобусы Запорожского автозавода.

Нам еще в марте неофициально сказали, что все уже выбрано и пытаться конкурировать бесполезно», - делится Вячеслав Сливка впечатлениями об участии в тендере в Каменском.

Подход с признаками дискриминации Заказчик применил и при объявлении открытых торгов, проходивших в первом полугодии 2019: в результате переквалификации Заказчик к аукциону допустил из четырех участников только двух - тех, что предлагали автобус «Атаман». Допустили, несмотря даже на то, что тендерные предложения таких участников не соответствовали тендерной документации, что и было установлено решением АМК Украины от 24 июня 2019 по жалобе ООО «ТД« Эталон Авто».

После того, как Заказчику не удалось ограничить конкуренцию при применении процедуры открытых торгов, он объявил переговорную процедуру, которая гарантированно привела его к закупке автобусов «Атаман» у определенного продавца - ООО «Комтранскомплект». И без всякой конкуренции, и в обход норм законодательства!

Были варианты и подешевле

Следствием проведения переговорной процедуры вместо открытых торгов стало приобретение КАТП 042802 автобусов по завышенной цене.

Так, в феврале 2019 ООО «Черниговский автозавод» обратился к мэру Каменского с официальным предложением приобретения автобусов городского типа "Эталон А08128» по цене 2,024 млн гривен за единицу.

В марте 2019 ООО «ТД Эталон Авто» официальным письмом тоже обратилось к мэру Каменского с предложением по уменьшению цены автобусов типа «Эталон А08128», предложенной производителем. В письме ООО «ТД Эталон Авто» предоставил расчеты и доказал, что его предложение позволит сэкономить городскому бюджету 8 млн. гривен только на стоимости лизинга и вообще за все время проекта экономия составит около 11 млн гривен. ООО «ТД Эталон Авто» также предложил при необходимости установить информационную систему, систему видеонаблюдения за салоном с выводом на монитор (или без), видеорегистрацию, подготовить к установке системы электронных билетов, доступ в интернет.

Даже цена автобусов «Атаман» в открытых тендерах была ниже, чем та, по которой Заказчик приобрел такие автобусы у поставщика-победителя.

Так, в переговорной процедуре Заказчик потратил на приобретение 30 единиц автобусов 64,8 млн гривен, что соответствует цене в 2,16 миллиона грн. за единицу. В то же время в открытых торгах участники предлагали такие же автобусы по ценам от 2,12 до 2,16 млн гривен.

В Тростянце приобрели такой же автобус по 2,15 миллиона за один автобус благодаря торгам. В Балаклее приобрели такой же автобус по 2,16 млн грн. За один автобус!- написал в соцсети депутат Иванченко. Понятно, при заказе 30 единиц автобусов цена за единицу товара значительно снижается.

Даже при предложенных ценах ООО «Черниговский автозавод», без учета возможного понижения стоимости при проведении аукциона, экономия бюджетных средств составила бы более 4 миллионов гривен. Но городские власти, как видим, руководствуется своими таинственными резонами, а не интересами работодателей.

По материалам газеты "Событие".

Количество просмотров: 
984